- от автора admin
Техническое обеспечение Международного Дягилевского фестиваля 2012 (Май, 2012).
Международный фестиваль музыки, оперы и балета в городе Дягилева
С 18 по 27 мая 2012 года в Перми, в городе, где с 8 до 18 лет жил Сергей Дягилев, пройдет международный фестиваль, носящий имя великого импресарио. Фестиваль состоится в шестой раз, но с этого года он получит новый импульс, благодаря серьезным переменам в имидже и художественной политике.
С 2012 года Дягилевский фестиваль становится ежегодным и выходит на новый уровень. Подобно лучшим мировым фестивалям, он переходит на систему резидентства. Наряду с художественным руководителем фестиваля Теодором Курентзисом, театральным куратором программы этого года станет знаменитый греческий режиссер Теодорос Терзопулос, самый авторитетный эксперт современности в области античной трагедии. На Дягилевском фестивале в Перми будут исполнены два спектакля Терзопулоса — «Иокаста» и «Пустыня», а также режиссер проведет мастер-класс. Музыкальное резидентство взял на себя Паскаль Дюсапен, самый исполняемый французский композитор современности. На фестивале состоится российская премьера его оперы Medea Material, сам маэстро в один из дней фестиваля проведет мастер-класс.
В рамках Дягилевского фестиваля-2012 выступят звезды балета, оперы, фортепианного искусства и камерно-инструментальной музыки. Список знаменитых имен внушительный: Мари-Аньес Жило, Алексей Мирошниченко, Николо Фонте, Алексей Любимов, Антон Батагов, Кристофер Тейлор, Георг Нигль, Александр Мельников, Оливье Кюанде, Марк Пекарский и другие.
Самые ожидаемые премьеры Дягилевского фестиваля 2012
18 мая, 19:00
Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского
ПЕТРУШКА
Потешные сцены в 4-х картинах
Российская премьера!
Со времен постановки «Петрушки» Михаила Фокина, премьера которой состоялась в 1911 году в парижском театре Шатле, мало кто из хореографов посягал на партитуру Игоря Стравинского. Хореография Фокина, созданная с учетом уникальных психофизических данных и непревзойденного таланта Вацлава Нижинского, лучшего танцовщика труппы Дягилева и одной из величайших балетных легенд ХХ века, считается канонической, и только спустя сто лет американский хореограф Николо Фонте предпринял попытку пересмотреть этот канон.
Фонте подчеркнуто — современной танцевальной лексикой и сдержанной сценографией — дистанцировался от версии Фокина, стилизованной под русский ярмарочный балаганный театр. Тем не менее два балета перекликаются. Герои, по сути, остались прежними: Петрушка, Балерина, Друг (в оригинальном либретто — Арап) и Шарлатан (Фокусник). Внутренний сюжет, как и в фокинской версии, построен на развитии темы свободы и власти. Спектакль Фонте так же отражает проблемы глобального XXI века, как первый балет передавал дух времени начала XX века. Но если на фокинской премьере парижане, тепло принявшие спектакль, предпочли увидеть за образом Фокусника самого импресарио Дягилева, то в современной трактовке Шарлатан скорее олицетворяет собой собирательный образ политического лидера.
Мировая премьера балета «Петрушка» в хореографии Николо Фонте состоялась осенью 2011 года в Портленде в исполнении труппы Oregon Ballet Theatre. Сразу после этого Фонте начал работу с Пермской балетной компанией. Исполнение балета на Дягилевском фестивале-2012 является российской премьерой.
20 мая, 17:00
Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского
БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН
Хореографическая поэма в 3-х действиях с прологом и эпилогом
Особый флер фестивальному показу драмбалета «Бахчисарайский фонтан» придает участие в спектакле этуали Парижской национальной оперы Мари-Аньес Жило, которая исполнит партию Заремы.
Сюжетная основа «Бахчисарайского фонтана» — одноименная поэма Александра Пушкина, написанная по мотивам легенды эпохи расцвета Крымского ханства о безответной любви хана Гирея к захваченной полячке Марии. Пермская версия балета является точной реконструкцией хореографии первого постановщика, первооткрывателя жанра «драмбалет» Ростислава Захарова. Восстановление спектакля 1934 года осуществлено Галиной Рахмановой, педагогом-репетитором Мариинского театра, где балет Захарова был впервые поставлен и до сих пор не сходит со сцены. Декорации и костюмы воссозданы по оригинальным макетам и эскизам Валентины Ходасевич.
21 мая, 20:00
Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского
MEDEA MATERIAL
Российская премьера!
Триптих со сложным названием «Заброшенный берег. Медея-материал. Ландшафт с аргонавтами» Хайнер Мюллер писал частями, с 1950-х по 1980-е годы. «Медея-материал» — центральный фрагмент — относится к концу 60-х. Согласно Мюллеру, именно историей детоубийства Медеи завершается век архаики, а значит, радикально меняется характер катастроф, над которыми, по его словам, «человечество старательно работает» по сей день.
Паскаль Дюсапен написал одноименную оперу на текст средней части триптиха Мюллера в 1991 году. В этом сочинении удачно синтезировались традиции американского минимализма (Гласс, Найман, Кейдж) и самых современных европейских композиторских техник (например, спектрализма), с помощью которых Дюсапен деконструирует оперную традицию всевозможных «Медей» — от барочных опусов Кавалли или Шарпантье до романтических творений Майера и Керубини. Барочным в своей основе является и состав оркестра, и хор, и тип голоса солистки. Не случайно первую запись этой оперы осуществил знаменитый гуру барочной музыки Филипп Херевеге.
Исполнение оперы в рамках Дягилевского фестиваля-2012 станет российской премьерой для этой партитуры, а также первым сценическим опытом постановки опер Дюсапена в нашей стране. И что примечательно, премьера состоится в присутствии автора.
23 мая, 20:00
Органный зал Пермской краевой филармонии
СВАДЕБКА и ГЕРЕВЕНЬ
Концертное исполнение
Мировая премьера!
История «Свадебки» началась в 1912 году, когда Игорь Стравинский задумал хоровую кантату на тексты русских обрядных песен. Однако к реализации замысла он приступил лишь в 1914-м. «По мере развития замысла мне становилось ясно, что это не будет драматизацией свадьбы или сопровождением к сценическому спектаклю с описательной музыкой. Вместо того я хотел представить подлинный обряд путем прямого цитирования народного, то есть не-литературного стиха», — писал композитор. Эта мысль заставила Стравинского обратиться к фольклорным сборникам Киреевского.
Любопытно, что при этом он, не без кокетства, говорил о том, что сам по себе фольклор его не очень интересовал, и в «Свадебке» использован мотив лишь одной фабричной песни. Оркестровка тоже претерпевала изменения. Изначально похожая на «Весну священную», впоследствии она становилась все более «ударной», и в итоге композитор остановился на четырех роялях, двух видах перкуссии, хоре и солистах. Премьера «Свадебки» состоялась в 1923 году под управлением Эрнеста Ансерме в театре Гэте Лирик с большим успехом. Это была последняя масштабная партитура Стравинского, посвященная русской теме.
«Геревень» был написан по заказу Пермского театра оперы и балета, который поставил перед одним из самых интересных российских композиторов Владимиром Николаевым весьма неожиданную задачу — написать произведение для четырех роялей. Суть же заказа заключалась в том, чтобы в пандан к «Свадебке» написать новое сочинение на фольклорную тему, оркестровка которого совпадала бы с партитурой Стравинского. Дело в том, что впереди у театра было не только концертное исполнение «Свадебки» Стравинского с таким уникальным составом инструментов, но и сценическое воплощение этого шедевра в хореографии легендарного Иржи Килиана. Так и возник замысел «Геревеня», мировую премьеру которой в мае услышит публика Дягилевского фестиваля-2012, а в новом сезоне увидит и премьеру одноименного балета в хореографии Раду Поклитару.
26 мая, 19:00
Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского
ВРУЧЕНИЕ ПРИЗА ДЯГИЛЕВА
Приз Дягилева — первая в современной России профессиональная награда за лучший продюсерский проект в сфере культуры и искусства. Премия была учреждена в 2003 году. Но впервые на фестивале 2012 года Приз Дягилева получит беспрецедентный статус, благодаря тому, что в состав жюри по приглашению руководства фестиваля согласились войти ведущие специалисты в этой области, среди которых интенданты и директора крупнейших сцен и фестивалей всего мира, критики и представители культурной власти разных стран. Возглавляет жюри легендарный реформатор современной оперы Жерар Мортье.
На соискание премии выдвигаются новые оперные, танцевальные или балетные спектакли, заказанные и поставленные продюсером, а также постановки ранее известных произведений в новой сценической интерпретации, содержащей новаторский потенциал.
26 мая, 20:00
Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского
CHAPLIN OPERAS
Российская премьера!
В истории кино можно найти немало примеров, когда великие композиторы ХХ века становились авторами саундтреков к фильмам, в частности Шостакович, Прокофьев, Корнгольд и даже Штраус. Но бывало и так, что сами создатели фильмов оказывались авторами саундтреков. Например, Чарли Чаплин. Во второй половине ХХ века его кинопартитуры стали исполнять знаменитые оркестры, подчас совмещая концерт с показом фильмов. Однако Chaplin Operas британского композитора Бенедикта Мейсона, несмотря на столь сильную конкуренцию, даже самые большие снобы британской критики назвали настоящим открытием. Мейсон написал свою версию саундтрека к трем фильмам Чарли Чаплина 1917 года (Easy Street, The Immigrant и The Adventurer) в 1988 году как ироничный, а иногда и гомерически смешной постмодернистский звуковой комментарий. Поэтому в оркестре звучат уличные сирены, мегафоны и даже голоса двух вокалистов, которые иногда меняются местами с дирижером.
27 мая, 19:00
Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского
КОНЦЕРТ ФЕСТИВАЛЬНОГО ОРКЕСТРА
Фестивальные оркестры — сравнительно новая традиция даже в контексте фестивального движения Западной Европы. Одним из самых ярких примеров является инициатива маэстро Клаудио Аббадо, к которому в Люцерн приезжают знаменитый альтист Юрий Башмет или виолончелистка Наталья Гутман и садятся за оркестровые пульты фестивального оркестра. Еще один нашумевший проект — «Западно-Восточный Диван» Даниэля Баренбойма, который каждый год собирает в один оркестр арабских и израильских музыкантов.
Поддерживая эту интересную музыкальную традицию, именно таким проектом Теодор Курентзис решил отметить закрытие Дягилевского фестиваля-2012. Большой симфонический оркестр, состоящий из музыкантов, уже имеющих сольную карьеру, — это большой вызов, который, однако, в случае удачи сулит совершенно особое музыкальное качество. В программе — поэтичная сюита из «Золушки» Прокофьева, яркая, живописная «Жар-птица» Стравинского и строгий, но пламенный Первый фортепианный концерт Брамса, в котором солирует один из главных героев Дягилевского фестиваля-2012 — Алексей Любимов.